Торможение с АБС и без таковой

14.05.2018
АБС: тормозим с ней и без нее

Главное правило - никогда не переходить грань за которой переднее колесо блокируется!

Если, несмотря на все меры предосторожности, переднее колесо заблокировалось, то единственный вариант избежать падения – мгновенно отпустить тормоз. Сделать такое трудно, но это единственный способ восстановить контроль над мотоциклом.
 
Если водитель на протяжении всего торможения сумеет удержать переднее колесо на пределе блокировки, то это и будет идеальное торможение. Чтобы точно знать, где находится предел, требуется постоянная практика и много повторений.
 
И неизбежно в ходе этого поиска предел будет преодолён. Поэтому лучше всего изучать правильную модель действий в ходе обучения технике безопасного вождения, а не на дорогах.
 
Также требуется соответствующая подготовка техники. Например, слишком мягкая, недокачанная вилка уходит в пробой, и наоборот, если вилка перекачанная, переднее колесо на неровном асфальте быстрее теряет контакт с дорогой, что влияет на способность к торможению. Чтобы предотвратить скольжение, важна мгновенная реакция, следует мгновенно отпустить тормоз, и тут же выжать его снова. А такое возможно только в том случае, если все рычаги идеально отрегулированы и все элементы тормозной системы работают свободно.
 
Антиблокировочная система многое облегчает. Мотоцикл с антиблокировочной тормозной системой (АБС) намного безопаснее, чем без нее, даже если речь идет об экстремальных условиях, таких как шоковое торможение…
 
В обычном, повседневном режиме вождения работа АБС не ощущается, почти все торможения происходят совершенно также как и на мотоциклах без АБС. Разница становится заметной, лишь когда колесо достигает предела блокировки.

Торможение без АБС

Будь то испуг при торможении или случайное торможение на скользком месте – водитель без АБС должен стабилизировать мотоцикл самостоятельно, отпустив и вновь нажав тормоз, а в случае, когда есть АБС, работает техника. Снижается риск опрокидывания через переторможенное переднее колесо, практически исключается риск заноса, вызываемый блокировкой заднего колеса. Водитель может просто продолжать торможение до полной остановки.
 
Однако, если водитель никогда не выполнял подобное торможение, и боится блокировки переднего и заноса заднего колеса, то вряд ли он приложит все усилия к торможению, и, как следствие, может потерять решающие метры тормозного пути. Поэтому торможение при помощи АБС следует осознанно отрабатывать на практике.
 
К тому же, при экстренном торможени на наездника действует большая сила инерции. Райдер должен ожидать его, сидя в правильной позе с напряженным телом: колени на бензобаке, верхняя часть тела вертикально, насколько это возможно, руки не расслабленные, но и не напряженные.
Впрочем, побочные эффекты, такие как визг шин, пульсирующей рычаг или отдача от трансмиссии, если водитель забыл выжать сцепление, не влияют на эффективность антиблокировочной тормозной системы. Но они могут так воздействовать на водителя, что он отпустит тормоз просто от испуга, если раньше он не испытывал и не отрабатывал подобное. 
 
Как уже упоминалось, мотоциклы с высокой нагрузкой на переднюю часть, типа спортивных мотоциклов, имеют склонность к стоппи, в то время, как мотоциклы с большой нагрузкой на заднюю ось типа круизеров, при торможении переносят на переднее колесо на такой уж большой вес, что облегчает его блокировку. В современных мотоциклах с АБС производители пытаются через соответствующие настройки систем минимизировать эти различия, чтобы исключить испуг при торможении. На многих современных мотоциклах можно выбирать различные режимы вождения, которые влияют на работу АБС. Поэтому следует точно знать, как работает система, слепо доверять АБС не стоит.
 
Антиблокировочная тормозная система тоже не безупречна. Вышеупомянутая тенденция к стоппи может привести к опрокидыванию в старых или по-спортивному настроенных системах. А на волнистых неровностях тормозной путь может быть длиннее, так как из-за прыжков колеса в воздухе АБС дает колесу нормально тормозить.
 
Также АБС будет мешать при торможениях на сыпучих и рыхлых грунтах. Поэтому на большинстве мотоциклов у которых предусмотрено движение вне дорог с твердым покрытием, есть кнопочка отключения АБС как минимум на заднем колесе.
 

Новости

Возрождение мотоцикла ST125 Обновленная модель мотоцикла Honda
26.04.2022

Совсем недавно компания Honda объявила о возрождении мотоцикла ST125 – ...

Сразу две новинки электрических скутеров Электрический скутер Felo FW-03 и Komaki DT 3000
30.03.2022

В этой статье мы расскажем сразу про две новинки среди электрической техники....

Обновленная версия мотоцикла Honda GG125 2022 Обновленный советский мотоцикл Honda GG125 2022
25.03.2022

Известная компания выпускающая мототехнику, можно сказать, что оживила старую...